воскресенье, 11 сентября 2011 г.

Дозволено ли маленьким детям играть в куклы?

Фетва по ханафитскому мазхабу

Дозволено ли маленьким детям играть в куклы, и можно ли дарить кукол?

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим - на том.

Изображение живых существ было строго запрещено в хадисах Пророка, мир ему и благословение. В хадисе, которые приводит в своем сборнике «Сахих» имам Бухари, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорит:

«Самое суровое наказание в день Кыяма получат те, кто изготавливал изображения (живых существ)».

Следовательно, если кукла выполнена в завершенной форме, то есть у нее есть голова с глазами, ртом и т. д., приобретать такую куклу, дарить ее или давать детям играть с такой куклой не дозволено.

Тем не менее, если у куклы нет головы, в том смысле, что отсутствуют глаза, нос и рот, что делает образ куклы незавершенным, такую куклу дозволено изготовить и давать для игры маленькому ребенку. Передается от Ибн Аббаса, Абу Хурейры, да будет доволен ими обоими Аллах, и других, что изображение без головы не является изображением, и поэтому дозволено.

Хадис, в котором говорится, что наша госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, играла в куклы, переданный имамом Абу Даудом и другими, не является доказательством дозволенности современных кукол.

Во-первых, куклы, с которыми играла Аиша, да будет доволен ею Аллах, отличаются от наших современных кукол. Ее куклы были сделаны из лоскутов ткани и не имели отчетливой формы. Многие комментаторы хадисов сказали, что кукла Аиши, да будет доволен ею Аллах, была без отчетливых чертлица и явно выделенных частей тела - она была изготовлена из материи и хлопка, т. е. таким образом, как обычно делают кукол в деревнях.

Во-вторых, некоторые комментаторы хадисов указали на тот факт, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, играла в куклы до того, как появился запрет на тасвир (изготовление изображений), поэтому хадис о ее игре в куклы отменен хадисом, запрещающим изображения.

Великий ученый в области хадиса Ибн Хаджар аль-Аскаляни, да будет милостив к нему Аллах, в своем комментарии «Фатхуль-Бари» (к «Сахих» имама Бухари) говорит:

«Если у куклы Аиши, да будет доволен ею Аллах, были ярко выраженные черты, значит, это было до запрета на изображения, в противном случае, у ее куклы не было отчетливых черт».

А Аллах знает лучше.

Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари

Дополнение (из комментариев):

Я, когда спрашивала, получила ответ, что нет проблем с куклами, в Сирии и Ливане ученые говорят, что это халяль. Там улема и кукол разрешают, и книжки детские с картинками по аналогии, т.е. как игрушки. Так что выбирайте, чему следовать :)

1 комментарий:

  1. Сегодня надо осторожнее с тряпичными куклами, продаются куклы без лиц традиционные в сарафанах, но на Руси их делали как обереги, а нам это зачем. Если только самой сшить.

    Есть вот такие детские куклы http://mini-deti.narod.ru/photoalbum.html. С глазами и ртом, конечно, но милые, тряпичные. Они называются вальдорфскими, в них играет малышня в вальдорфских детских садах. Вальдорфцы - последователи некоего Рудольфа Штайнера, у того своя религия, то есть это сектанты. Однако в сети много выкроек таких кукол, можно сшить самим, если надо, то глаза и рот можно не вышивать :)

    Вот ссылка по теме, с выкройками, а еще про деревянные игрушки http://memama.spb.ru/toys.htm

    ОтветитьУдалить